Правовой основой осуществления федерального контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны является Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 9 Федерального закона войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять федеральный контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 3 указанной статьи должностные лица подразделений войск национальной гвардии вправе выдавать в ходе осуществления контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иное не установлено федеральным законом, "О войсках национальной гвардии Российской Федерации," обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Порядок осуществления федерального контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 660 «Об утверждении положения о контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации».
Действие настоящего Положения не распространяется на порядок организации федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности, а также за деятельностью ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации.
Контроль осуществляется путем проведения плановых выездных и внеплановых выездных проверок подразделений охраны на предмет соблюдения обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделений охраны (далее - обязательные требования).
Проверка проводится должностными лицами органа контроля, должностными регламентами (должностными инструкциями, должностными обязанностями) которых предусмотрены соответствующие полномочия (далее - должностное лицо).
Предметом плановой выездной проверки является соблюдение подразделением охраны обязательных требований.
О проведении плановой выездной проверки подразделение охраны уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления по месту нахождения подразделения охраны копии распоряжения о проведении плановой выездной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты подразделения охраны, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен подразделением охраны в орган контроля, или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления.
Плановые выездные проверки в отношении подразделений охраны проводятся в соответствии с планами проведения плановых проверок подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (далее - ежегодный план), разрабатываемыми органами контроля.
Предметом внеплановой выездной проверки является соблюдение подразделениями охраны обязательных требований, а также выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются:
а) истечение срока исполнения подразделением охраны ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
б) поступление в орган контроля обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о следующих фактах:
неисполнение или ненадлежащее исполнение подразделением охраны обязательных требований;
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подразделением охраны обязательных требований;
причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подразделением охраны обязательных требований;
в) распоряжение органа контроля, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой выездной проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте "б" пункта 27 настоящего Положения, подразделение охраны уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения посредством направления по месту нахождения подразделения охраны копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты подразделения охраны, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен подразделением охраны в орган контроля, или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления.
В случае если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения подразделением охраны обязательных требований возникла угроза причинения вреда, причинен или причиняется вред жизни, здоровью, имуществу граждан или юридических лиц, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление подразделения охраны о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
По окончании проверки должностным лицом органа контроля составляется акт проверки.
Акт проверки оформляется непосредственно после завершения проверки в 2 экземплярах, первый экземпляр которого с копиями приложений вручается контролируемому лицу под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия контролируемого лица, а также в случае отказа указанного лица дать расписку об ознакомлении или в случае отказа в ознакомлении с актом проверки первый экземпляр акта проверки направляется по месту нахождения подразделения охраны заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к акту проверки.
В случае выявления нарушений обязательных требований одновременно с актом проверки оформляются предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также (при выявлении административного правонарушения) протокол об административном правонарушении.
Должностные лица органа контроля при проведении проверки имеют право:
а) осуществлять контроль путем проведения плановых выездных проверок и внеплановых выездных проверок деятельности подразделений охраны по месту их нахождения и в местах охраны ими объектов (имущества);
б) запрашивать у подразделения охраны документы, предусмотренные пунктом 23 настоящего Положения;
в) проверять места хранения оружия, патронов и специальных средств, их учет, сохранность, безопасность хранения и использования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
г) требовать от должностных лиц подразделения охраны объяснения в письменной и (или) устной формах по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
д) пользоваться для фиксации доказательств нарушений обязательных требований собственными техническими средствами, в том числе компьютерами, электронными носителями информации, сканерами, телефонами (в том числе сотовой связи), средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, при соблюдении следующих условий:
при фотосъемке - осуществлять не менее чем 2 снимка каждого из выявленных нарушений обязательных требований;
при аудио- и видеозаписи - запись должна быть непрерывна (с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания записи, фамилии, имени, отчества (при наличии) должностного лица, осуществляющего запись, а также с подробной фиксацией в ходе записи места и характера выявленных нарушений обязательных требований);
е) выдавать подразделению охраны предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
ж) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок устранения подразделением охраны выявленных нарушений обязательных требований, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, не должен превышать 3 месяца с момента его вручения.
В случае невозможности исполнения требований предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований по причинам, не зависящим от подразделения охраны, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля при поступлении не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований мотивированного обращения подразделения охраны вправе продлить срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, но не более чем на 3 месяца, уведомив о принятии указанного решения подразделение охраны в течение 30 календарных дней со дня регистрации указанного обращения.