AAAAA A A А x

От Амура до Одера: к Победе по железной дороге

Совсем немного осталось живых свидетелей невероятного подвига советского народа, одержавшего победу над немецко-фашистскими захватчиками в далёком 1945 году. Каждый из тех людей для всех нас – пример непревзойдённого мужества и героизма, любви к своей Родине.

В канун 77-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне наш рассказ об одной из них – Марии Ивановне Скибиной.

Мария Ивановна родилась в 1924 году в селе Маларача Радомышльского района Киевской области в многодетной семье. Как и многие переселенцы того времени, семья Новиченко в 1927 году переехала на Дальний Восток, где обосновалась в Вяземском районе в деревне с необычным названием Роскошь.

Во времена коллективизации отец и старшие братья работали в колхозе, а сама Маня, как её ласково называли в семье, после окончания четырёх классов сельской школы помогала матери по хозяйству. Наблюдая за тем, в каких сложных условиях оказались родители – отсутствие денег и продуктов питания –молодая целеустремленная девушка,чтобы помочь своим близким и стать самостоятельной, принимает своё первое взрослое решение. Незадолго до начала войны юная Маша уезжает в город Вяземский, получает паспорт и устраивается на работу учеником повара в столовую при железнодорожной станции, где позже получает аттестат повара-раздатчика. Так началась её взрослая жизнь.

«К обеду пришёл председатель колхоза, узнать, где Маня? Уехала, куда глаза глядят, лишь бы не оставаться в колхозе», – вспоминает рассказы Марии Ивановны её дочь Людмила.

Мария была самой обычной жизнерадостной девушкой со своими подростковыми мечтами. Хотела окончить курсы швейного мастерства, стать портнихой.Но судьба распорядилась иначе. Задуманному сбыться было не суждено. Началась самая кровопролитная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков.

В разгар военных действий была объявлена всеобщая и полная мобилизация мужчин и частично – женщин. В их числе оказалась и Мария. Она была зачислена в Вяземский райвоенкомат в формирование военного эксплуатационного отделения.

Укомплектованный эшелон отправился со станции Хабаровск-1 в начале апреля сорок четвертого года. Кроме направлявшихся на западный фронт солдат, ехала большая группа железнодорожников, самых разных специальностей: машинистов,путейцев, движенцев, диспетчеров.Перед дальневосточной военно-эксплуатационной бригадой была поставлена серьезная задача – приводить в порядок разрушенные железнодорожные участки дороги, обеспечивая бесперебойное движение поездов в период решающего наступления советских войск на Берлин. В списках личного состава, направляющегося на фронт, была и двадцатилетняя Мария Новиченко в звании рядового и должности экспедитора.

Молодые, весёлые ребята ехали в теплушках, иногда устраивали танцы под гармонь, пели песни, вокруг царил задор.Тогда железнодорожники и не представляли, с каким ужасом им придется столкнуться. Подъезжая к Смоленску,они увидели испепеленный город с разбомблёнными постройками, всё кругом горело.

Железнодорожники с Дальнего Востока вышли из поезда в состоянии оцепенения – так близко ужасы войны никому из них ещё видеть не приходилось. Молча принялись за работу, времени на разговоры совсем не было. Надо было поскорее уложить рельсы и шпалы. Мужчины работали не жалея сил, без перекуров и выходных.

Затем были остановки в Каунасе, Вильнюсе, Познани, Варшаве, Кракове…«Мама рассказывала, как голодали.Ведь всё лучшее уходило на фронт.В первую очередь старались накормить мужчин, им доставалась самая тяжелая работа», – рассказывает дочь ветерана Людмила Пантелеевна.

Самое страшное было – это внезапные бомбежки. Вражеские самолеты прилетали по ночам. И вот обычная ситуация: в 11 вечера отбой, а в полночь начинается бомбёжка. Выскакивали на улицу, прятались кто куда. Смерть буквально дышала в затылок, вокруг сотнями гибли люди. О том, когда этот ужас закончится Мария Ивановна и её товарищи старалась не думать, смирившись с мыслью – будь, что будет.

На фронте Маша познакомилась со своим будущим супругом Пантелеем Скибиным, родом из Краснодарского края. На войне он был рядовым машинистом железнодорожного поезда.

Победу молодожены встретили в Германии в г. Франкфурт-на-Одере. Какую радость испытали, узнав о том, что война закончилась сложно передать словами. Совершенно незнакомые друг другу люди ликовали, обнимались, плакали…

После войны молодая пара отправилась на родину супруга. Там на свет появились трое детей – Юрий, Александр и Верочка (умерла от коклюша в раннем возрасте), позже Татьяна, Владимир и Людмила.

Прожив несколько лет в южных краях, многодетная семья переехала на постоянное место жительства на перспективный Дальний Восток.Сначала жили в Охотске, позже переехали в Хабаровск.Муж Марии Ивановны всю жизнь проработал на железнодорожном транспорте.

«Дети маленькие, а мест в детских садах на всех не хватало. Маме трудно было устроиться на работу, бралась за всё, чтоб прокормить детей. Нашла место в кинопрокате. Работая по ночам, она возвращалась домой и целиком посвящала себя семье, невзирая на усталость»,– рассказывает дочь Людмила Пантелеевна.

Позже участница Великой Отечественной войны, ветеран труда, инвалид первой группы и многодетная мама – Мария Ивановна Скибина нашла себя на службе в отделе вневедомственной охраны при УВД Железнодорожного района Хабаровска, где проработала сторожем всю жизнь до выхода на пенсию.

Сегодня, в канун празднования своего 98-летия Мария Ивановна может похвастать большой и дружной семьёй. Количество внуков и правнуков, проживающих в разных уголках нашей необъятной Родины, не сосчитать!

Каждый год, накануне 9 мая она получает поздравительные открытки и искренне радуется тому, что её помнят, не забыли.


От Амура до Одера: к Победе по железной дороге От Амура до Одера: к Победе по железной дороге От Амура до Одера: к Победе по железной дороге
Праздник 63 Пресса 98 Память 49 Ветераны 31 Поздравления 54
Пресс-служба Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ